СИСТЕМА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Главная | События | Выставки | Великие люди | Новости языка | Последнее | Наши новости | Наши события | Список лекарств | Памятка студенту | Препараты | Синтетические лекарства | Природные медикаменты |

Выставки, конференции, семинары

Научная деятельность Государственной академии инноваций

Курсы воскресного дня

Московский электронно-технологический техникум (МЭТТ) Государственной академии инноваций

Уководство Государственной академии инноваций

Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам

Кафедры Государственной академии инноваций

Инновационная деятельность Государственной академии инноваций

Охрана труда

Факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования Государственной академии инноваций

Государственная академия инноваций

Федеральные Законы Российской Федерации

О подписке на журнал

Правила оформления статей для публикации в журнале

Реклама в журнале

10 лет Центру «Язык СМИ» филологического факультета МГУ

В марте 2009 года исполнилось 10 лет учебно-научному Центру «Язык СМИ» филологического факультета МГУ, который был создан по инициативе декана д. ф. н., проф. М. Л. Ремнёвой. Руководителем Центра все эти годы является д. ф. н., проф. М. Н. Володина.

В рамках Центра «Язык СМИ» разрабатывается новое научное направление, непосредственно интегрированное в учебный процесс. Это комплексное междисциплинарное исследование языка массовой коммуникации в аспекте восприятия и продуцирования текста.

В задачи учебно-научного Центра «Язык СМИ» входят:

  • разработка основных направлений в описании языка средств массовой коммуникации;
  • выработка конкретных рекомендаций по сохранению литературно-языковой нормы и культуры речи на уровне русскоязычных СМИ;
  • анализ специфики русского языка массовой коммуникации ближнего и дальнего зарубежья;
  • организация работы курсов по специализации «Язык СМИ»;
  • организация работы отделения «Филологическое обеспечение СМИ»;
  • составление учебных программ и учебных пособий;
  • организация работы магистратуры по данной специализации.

Предметом изучения, наряду с «традиционными» печатными и электронными средствами массовой коммуникации – пресса, радио, кино, телевидение, реклама, является также Интернет, в котором развиваются новые виды текста и диалогических форм.

Разработкой актуальных проблем языка русских СМИ в рамках Центра занимаются более 40 человек. Совместно с филологами в работе Центра принимали и принимают участие ведущие специалисты факультета журналистики, психологии, философского факультета МГУ, а также Института языкознания РАН.

В 2000–2002 гг. научный междисциплинарный проект филологического факультета «Язык СМИ» был поддержан Российским гуманитарным научным фондом (грант РГНФ № 00-04-00184а – руководитель проекта М. Н. Володина).

С 2000 г. на филологическом факультете была открыта двухгодичная специализация «Язык СМИ», цель которой – формирование у студентов-филологов дополнительной профессиональной компетентности, связанной с деятельностью в сфере массмедиа.

В программе специализации1 представлен новый, уникальный российской системы образования подход к подготовке специалистов в области СМИ, базирующийся на комплексном междисциплинарном исследовании языка массовой коммуникации, который включает:

а) анализ языка массовой коммуникации в собственно лингвистическом, семиотическом, психолингвистическом, когнитивном, лингвопрагматическом, социологическом, риторическом, герменевтическом и культурологическом аспектах;

б) изучение активных процессов в развитии русского литературного языка и иностранных языков, проявляющихся в текстах СМИ;

в) обучение навыкам деятельности, связанной с работой в области СМИ: редактирование, реферирование, аннотация и перевод текстов массовой коммуникации; использование возможностей СМИ и сети Интернет в процессе преподавания  русского и иностранного языков; работа в области рекламы и др.

Неотъемлемой частью учебного процесса являются семинары и практические занятия, на которых подробно рассматриваются язык печати, радио, телевидения, кино, рекламы, PR и Интернета. Регулярно проводятся мастер-классы известных журналистов (В. В. Познер, С. И. Бэлза, В. А. Кара-Мурза), представителей ведущих изданий и телекомпаний, а также практиков рекламы и PR. Лекции по истории кино на протяжении четырех лет читает профессор ВГИКа В. А. Утилов.

В 2003 г. в рамках Междисциплинарного научного проекта МГУ была опубликована 1-я часть учебного пособия «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» (460 с.), а в 2004 г. – его вторая часть (416 с.)2. Наряду с видными учеными, авторами книги являются выпускники специализации «Язык СМИ». В одной из рецензий книга охарактеризована как «первая в России учебно-научная энциклопедия по медиалингвистике». В 2008 г. в издательстве «Академический проект» было выпущено ее второе (дополненное) издание3.

Учитывая растущий интерес к новому направлению обучения, пятилетний опыт работы коллектива преподавателей, создание необходимых учебных материалов, а также многочисленные заявки по поводу образования по данной программе, в 2005 г. было открыто контрактное отделение «Филологическое обеспечение СМИ» (подготовка рассчитана на 5 лет обучения). В этом году состоялся четвертый набор студентов.

В 2001 г. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований была проведена Международная научная конференция «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» (грант РФФИ № 01-06-85074 – руководитель проекта М. Н. Володина). С докладами выступили более 50 человек, среди которых были представители семи факультетов МГУ, Института языкознания РАН, других вузов Москвы, а также 15 городов России и зарубежья.

В 2005 г. сборник докладов конференции опубликован в Германии под названием «Perspektiven auf Mediensprache und Medienkommunikation»4 («Перспективы развития языка СМИ и массовой коммуникации» – 316 c.), что свидетельствует об актуальности нового направления исследований.

В феврале 2008 г. на филологическом факультете МГУ совместно с Институтом языкознания РАН была проведена 2-я Международная научная конференция «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования» (одноименный проект, разработанный Центром «Язык СМИ», поддержан Российским фондом фундаментальных исследований – грант №08-06-06002).

Основная задача проведения конференции – поиск новых подходов к решению проблем, обусловленных процессом медиатизации жизненного пространства современного общества, которые напрямую связаны с его информационно-языковой, духовной и социальной экологией.

Вопросы, вынесенные на обсуждение:

1. Насколько адекватно русский язык в СМИ отражает современную российскую действительность?

2. Каковы приемы языкового манипулирования и какими языковыми средствами осуществляется конструктивное и деструктивное воздействие СМИ?

3. Какие речевые стратегии используются в масс-медийном политическом дискурсе русских СМИ России и ближнего зарубежья?

4. Как соотносятся письменный и устный «медиадискурсы»?

5. Как с помощью СМИ можно сохранить духовное наследие России?

6. Какова роль языка СМИ в международном диалоге культур?

7. Как представлен образ России и русского народа в зарубежных СМИ?

С докладами выступили более 120 человек из 50 городов России, стран СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья (опубликовано 200 тезисов докладов5).

По общему признанию, конференция, ставшая форумом единомышленников, дает новый импульс в исследовании языка СМИ, который во многом определяет не только языковую, но также социально-психологическую, общественно-политическую и культурную ситуации в современном обществе.

Иван Юрченко, выпускник специализации «Язык СМИ»,
аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


1 Программа курсов по специализации «Язык средств массовой информации». Отв. ред. М. Н. Володина. М., 2000.

2 Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. редактор М. Н. Володина. М., 2003;  Часть 2. М., 2004.

3 Язык средств массовой информации. Под ред. М. Н. Володиной. М., 2008.

4 Werner Kallmeyer / Maja N. Volodina (Hg.). Perspektiven auf Mediensprache und Medienkommunikation. Mannheim, 2005.

5 Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования // Материалы II Международной конференции 14–16 февраля 2008 года. Сост. М. Н. Володина. М., 2008.


Также смотрите:

Определения | Теорминимум 1 курс | Теорминимум 2 курс | Теорминимум 3 курс | Теорминимум 4 курс |

© 2003  gain.ru