СИСТЕМА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Главная | События | Выставки | Великие люди | Новости языка | Последнее | Наши новости | Наши события | Список лекарств | Памятка студенту | Препараты | Синтетические лекарства | Природные медикаменты |

Выставки, конференции, семинары

Научная деятельность Государственной академии инноваций

Курсы воскресного дня

Московский электронно-технологический техникум (МЭТТ) Государственной академии инноваций

Уководство Государственной академии инноваций

Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам

Кафедры Государственной академии инноваций

Инновационная деятельность Государственной академии инноваций

Охрана труда

Факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования Государственной академии инноваций

Государственная академия инноваций

Федеральные Законы Российской Федерации

О подписке на журнал

Правила оформления статей для публикации в журнале

Реклама в журнале

«Грамотно, по-русски»: интервью с участниками конкурса

Сайт «Культура письменной речи», (Санкт-Петербург)

Как вы оцениваете нынешнее положение русского языка в электронных СМИ?

Неоднозначно. С одной стороны, непредвзятый взгляд на положение русского языка в интернет-пространстве позволяет говорить о размывании границ литературной нормы (на всех уровнях: от графико-орфографического до уровня организации текста), но с другой стороны – о реализации в этой среде многих потенциальных возможностей языка (главным образом – экспрессивных).

Удалось ли благодаря конкурсу привлечь внимание общественности к региональным СМИ?

Полагаем, что в большой мере удалось. Кроме того, уверены, что многие с интересом читали материалы участников конкурса из Нижнего Новгорода, Уфы и др. городов. Иной возможности познакомиться с работами журналистов региональных СМИ у нас, петербуржцев, в частности, не было.

Как, по Вашему мнению, вписывается проведение конкурса в рамки современной языковой политики России?

Конкурс, несомненно, служит очень важной задаче, так как придает проблеме грамотного использования русского языка в современном российском обществе (и в первую очередь в СМИ) статус проблемы социальной. Ведь слишком часто приходится слышать заявления типа: «В речи важна не столько правильность, сколько понятность…» Однако форма и содержание, как известно, есть две вещи неразрывные. Можно привести массу примеров того, как неправильные, безграмотные формулировки становятся источником не только анекдотических, но и воистину трагических жизненных ситуаций.
Проблема культуры речи вовсе не исчерпывается вопросами правильности употребления тех или иных грамматических форм, расстановки ударения – она гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. В силу тех социальных катаклизмов, которые происходили в российском обществе на протяжении ХХ века, мы еще не слишком остро ощущаем, что язык может служить безошибочным идентификатором принадлежности человека к тому или иному социальному слою, кругу, что словарь, выговор, стилистика и даже интонация зачастую могут сообщать о говорящем именно то, что он больше всего хотел бы скрыть.


Может ли конкурс значительно стимулировать интерес к русскому языку среди широких слоев населения?

С нашей точки зрения, не только может, но и должен. В последние год-два интерес к русскому языку явно возрос не только со стороны профессиональных работников электронных СМИ, но и активных пользователей Интернета (создателей интернет-ресурсов, редакторов и др.). Это явление мы ощутили на себе, отвечая на их многочисленные вопросы. Значит, все важнее и важнее широких слоев населения становится говорить и писать грамотно. Кстати, и во время конкурса, судя по голосованию в Интернете, где разыгрывался приз зрительских симпатий, наши сограждане знают радио- и тележурналистов, способны оценить степень их речевой культуры и т. п., а ведь, по точному определению Людвига Витгенштейна, «границы моего языка определяют границы моего мира...» Поэтому конкурсы такого рода просто необходимы.



Кравчук Зоя, радио «ПЕТЕРБУРГ»

Как вы оцениваете нынешнее положение русского языка в электронных СМИ?

Нынешнее положение с русским языком в СМИ очень разное. Могу с уверенностью судить в основном о питерских СМИ, а также о тех московских и региональных, которые можно слышать и видеть в Петербурге. Что касается Питера, то уровень владения родным языком разный. В FM-овских станциях, как правило, ниже, чем в больших бывших государственных радио- и телеканалах. И это вполне объяснимо, так как требования к журналистам в советское и постсоветское время были неизмеримо выше, нежели у отдельно взятых частных каналов, где владельцы зачастую и сами не вполне владеют «великим и могучим». И в этом смысле Радио «Петербург», которое я имею честь представлять, практически не имеет конкурентов, так как основной журналистский состав базируется на великих традициях разговорного русского языка и огромной культуры речи, которые, как известно, всегда отличали и отличают Петербург от других городов и регионов.

Как, по Вашему мнению, вписывается проведение конкурса в рамки современной языковой политики России?

Сама идея конкурса – это и есть мощный национальный проект или он должен стать таковым. Можно сделать в течение года региональные промежуточные этапы, на которых будут представлены и персоналии - в добавление к номинациям. Местные Союзы журналистов могут выдвигать региональных талантливых и грамотных корреспондентов и репортеров. «Язык как национальная идея» - под такой слоган можно подтягивать серьезные силы, как творческие, так и административные.



Воробьева Юлия, «АГТРК "Поморье"», Архангельск

Какие впечатления остались у Вас о конкурсе?

Большой удачей в этом году, по моему мнению, стало то, что конкурсные работы участников можно было увидеть в Интернете.

Как вы оцениваете нынешнее положение русского языка в электронных СМИ?

Его можно было бы отразить на карте различными цветами. Везде отношение к языку различное. Где-то во главу угла ставится оперативность, и в данном случае погрешности прощаются; где-то вообще не обращают внимание на то, как журналисты говорят и что они говорят. По моему мнению, во многом положение русского языка в какой-либо передаче зависит от конкретного журналиста или редактора, его отношения к речи, к нормам русского языка. Какой-то целостной программы или задачи по поощрению красивого и правильного русского языка в эфире сегодня нет.

Удалось ли благодаря конкурсу привлечь внимание общественности к региональным СМИ?

Полагаю, да. Если даже судить по Архангельску, где я работаю, эту премию считают очень престижной. Звание лауреата этой премии – вопрос престижа компании. С другой стороны, лично меня победа – это большой шаг вперед, шаг, который мне еще предстоит сделать, это расширение горизонтов, возможностей.

Как, по Вашему мнению, вписывается проведение конкурса в рамки современной языковой политики России?

Проведение подобного конкурса – повышение престижа русского языка в национальном масштабе. Кроме того, поощрение СМИ и журналистов, говорящих по-русски правильно, повышает и статус самих журналистов, помогает в какой-то степени развенчать миф о том, что язык СМИ – язык ошибок, алогичный, «корявый»... К тому же правильная речь с экрана ТВ, на радио, в Интернете повышает языковую культуру зрителей, слушателей, читателей. А это напрямую касается языковой политики России.



Фаюстов Алексей, ТРК «Студия-41», Екатеринбург

Как вы оцениваете нынешнее положение русского языка в электронных СМИ?

Как сказал один из экспертов на церемонии, ситуация с языком стала гораздо лучше. Однако я считаю, что эфир по-прежнему остается достаточно грязным.

Может ли конкурс значительно стимулировать интерес к русскому языку среди широких слоев населения?

Не знаю, как может отразиться концепция конкурса на широких слоях населения... Разве что участники станут гораздо грамотнее и опытнее. А это в свою очередь позволит донести до аудитории эталоны образцовой речи.



Мазур Михаил, главный редактор «Байкальской Службы Новостей»,

Как вы оцениваете нынешнее положение русского языка в электронных СМИ?

Чтобы ответить на этот вопрос более-менее компетентно, буду говорить об информационных агентствах, хотя почти все сказанное имеет отношение и к другим электронным СМИ. Главное информационного агентства – оперативность. А оперативность, очевидно, очень трудно сочетается с грамотностью. Во-первых, чтобы написать грамотно, нужно хотя бы один раз перечитать – это большая роскошь при современных темпах. Во-вторых, редактор прежде всего специализируется, если так можно сказать, на адекватности информации. Он правит ее не с точки зрения русского языка, а с точки зрения соответствия ее основным потребностям аудитории. Грамотность (в традиционном понимании) стоит на втором (а может, третьем, четвертом...) месте и зачастую игнорируется. Исправить ситуацию может только определенное давление со стороны аудитории. Скажем, если аудитория (читатели, зрители, слушатели) будут воспринимать как личное оскорбление то, что их пичкают безграмотными новостями, это создаст определенные стимулы СМИ. Но, к сожалению, и спрос на грамотность очень низкий. Наше общество становится все менее грамотным, и СМИ – как и во многих других вопросах – всего лишь его зеркало. Поэтому безграмотность СМИ – это не проблема СМИ, это отражение большой проблемы всего нашего общества. Проблемы, связанной с падением качества образования. С другой стороны, определенный вклад в качество образования дают СМИ – именно они понижают «планку» грамотности, вообще культуры общества. Такой вот замкнутый круг, и именно поэтому я искренне считаю ваш конкурс чрезвычайно полезным: разорвать этот круг можно только искусственным вмешательством, и подобного рода конкурсы – один из полезных инструментов в этом деле.



Светлана Новаторова, «Радио на Покровке», Нижний Новгород

Как вы оцениваете нынешнее положение русского языка в электронных СМИ?

В общем и целом – грустно, новояз, безграмотность, безликость ведущих. Но есть «звездочки»: и на радио, и на ТВ, и в Интернете.

Удалось ли благодаря конкурсу привлечь внимание общественности к региональным СМИ?

Полагаю, что да. У нас в Нижнем наша победа отозвалась неожиданно – нас поддержала группа инвесторов как инновационный, имиджевый образовательный проект.

Как, по Вашему мнению, вписывается проведение конкурса в рамки современной языковой политики России?

Это актуально. Как преподаватель филфака могу сказать – в последнее время лингвисты слишком замкнулись в своем профессиональном кругу, решая подчас проблемы, «страшно далекие» от речевого узуса. Нужно, как ни банально это звучит, нести культуру речи в массы, и делать это с помощью СМИ – в первую голову.

Может ли конкурс значительно стимулировать интерес к русскому языку среди широких слоев населения?

Сложно сказать. Скорее, есть некий стимул участия в конкурсе большого числа СМИ, а это означает в целом повышение уровня грамотности телевидения и радиопрограмм.



Тюкаева Наталья,

Удалось ли благодаря конкурсу привлечь внимание общественности к региональным СМИ?

Да, думаю, привлечь внимание общественности к региональным СМИ удалось. По крайней мере, наш губернатор уже заявил, что намерен поощрить участников. Мне кажется, что такие словесные состязания нужно организовывать чаще и проводить их в несколько этапов по аналогии с учителем года: сначала на уровне муниципальных образований, затем победившие выходят в региональный тур и затем уже – в финал среди регионов России. Так конкурс охватит и сельских журналистов, которые по причине неуверенности или природной скромности редко решаются принимать участие во всероссийских конкурсах.

Как, по Вашему мнению, вписывается проведение конкурса в рамки современной языковой политики России?

Языковой теме начали уделять особое внимание только в последние несколько лет. Факт, что конкурс проводится именно работников электронных СМИ, очень важен. Телевидение, радио, Интернет должны не просто нести информацию, но и подавать ее красиво, грамотно, образно.


Также смотрите:

Определения | Теорминимум 1 курс | Теорминимум 2 курс | Теорминимум 3 курс | Теорминимум 4 курс |

© 2003  gain.ru