СИСТЕМА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Главная | События | Выставки | Великие люди | Новости языка | Последнее | Наши новости | Наши события | Список лекарств | Памятка студенту | Препараты | Синтетические лекарства | Природные медикаменты |

Выставки, конференции, семинары

Научная деятельность Государственной академии инноваций

Курсы воскресного дня

Московский электронно-технологический техникум (МЭТТ) Государственной академии инноваций

Уководство Государственной академии инноваций

Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам

Кафедры Государственной академии инноваций

Инновационная деятельность Государственной академии инноваций

Охрана труда

Факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования Государственной академии инноваций

Государственная академия инноваций

Федеральные Законы Российской Федерации

О подписке на журнал

Правила оформления статей для публикации в журнале

Реклама в журнале

К 70-летию Михаила Шатрова: история – лучший драматург

Известному российскому драматургу Михаилу Филипповичу Шатрову исполнилось 70 лет. По собственному признанию, он прожил несколько жизней: первая – юность и становление, вторая – жизнь знаменитого автора «Большевиков» и ленинианы – «Синие кони на красной траве», «Так победим...», «Брестский мир», «Диктатура совести», и последней работы, подытоживающей его размышления над ленинским политическим наследием и ролью Сталина в советской истории – «Дальше... дальше...дальше!», третья – строительство культурного центра «Красные Холмы», который планируется ввести в строй в 2003 году.

Детские и юношеские годы драматурга были трагическими; родная сестра его отца была женой А. И. Рыкова и вместе с мужем арестована, затем расстреляна. Такая же судьба была уготована отцу Михаила Шатрова – он был расстрелян, о чем его родные узнали только в 1956 году. После войны Михаил Шатров остается и без матери, которую арестовали в 1949 году. Двери всех институтов него оказались закрытыми, несмотря на полученную по окончании школы серебряную медаль. Шатрову удается почти чудом поступить в горный институт, где он был обеспечен не только мизерной стипендией, но и одеждой (в те годы студентам этого института полагалась специальная форма одежды).

Но давним увлечением Михаила Шатров был театр. Еще в Тюмени, где он после ареста матери жил у родственников и учился в школе, в драмкружке будущий драматург ставит «Два капитана». А собственные первые литературные опыты Михаил Шатров публикует на Алтае в газете «Горная Шория», где проходила его институтская практика. Затем... он пишет несколько пьес – «Чистые руки», «Место в жизни», «Современные ребята», «Моя любовь на третьем курсе» где, как и в драматургии А. Володина и В. Розова, разрабатывается молодежная проблематика.

Разоблачение культа личности Сталина подтолкнуло Михаила Шатрова к теме осмысления революции. И появляются пьесы «Именем революции», «Если каждый из нас.. », «Глеб Космачев». Они были сняты цензурой уже в момент их репетиции на нескольких сценах московских театров и лишь через несколько лет вернулись и вошли в репертуар многих театров страны.

Внимание Михаила Шатрова привлекает драматургия политической жизни первых послереволюционных лет, полных конфликтов и непримиримой борьбы. «Лучший драматург – это история», – считает Шатров и кропотливо изучает архивы Института марксизма-ленинизма. Так зреет план создания документальной драмы. Однако в начале 60-х годов все еще запрещено упоминать имена Троцкого, Бухарина и потому в пьесе «Шестое июля» (события 1918 года, мятеж левых эсеров) Шатров допускает лишь упоминание этих имен в телефонном разговоре главных действующих лиц. Совершенно потрясающим открытием драмы стал образ Марии Спиридоновой – главного противника большевиков, цельного, искреннего и идейно убежденного человека. Успех у пьесы был оглушительный – в Москве во МХАТ и театр Станиславского, где она ставилась, билетов было не достать. Михаил Шатров пишет и сценарий, по которому режиссер Юрий Карасик снял одноименный фильм, получивший в 1968 году Главный приз на кинофестивале в Карловых Варах.

Драма «Большевики» не увидела бы свет в театре «Современник», если бы не поддержка Екатерины Фурцевой – министра культуры тех лет. Вместе с пьесами Л. Зорина о декабристах и А. Свободина о народовольцах пьеса Шатрова составила театральную трилогию о русских революционерах. В этих произведениях революционеры предстают перед зрителем не ходульными и скучными героями, а людьми, которым свойственны ошибки и сомнения, однако их ошибки и заблуждения обернулись трагедией целого поколения. Шатров приступает к лениниане, пишет несколько пьес, но его обвиняют в подтасовке документов, искажении исторической правды – ему грозит исключение из партии. И Шатров «отходит» от этой темы.

Лишь в конце 70-х появляется пьеса «Так победим!», в которой впервые звучит текст ленинского завещания, его характеристика ближайших соратников, в полный голос говорится об изоляции вождя в последний год жизни. И снова невероятный успех! В 1983 году Михаил Шатров получает за эту пьесу Государственную премию СССР. Через несколько лет Ленком ставит «Диктатуру совести». Это – попытка драматурга воспроизвести на сцене «суд над Лениным». И вновь – восторженный зрительский прием.

Последней пьесой, подытожившей его размышления над проблемой сталинизма в целом, стала «Дальше... дальше... дальше!». Пьеса вызвала бурную дискуссию. Автор рассказывает, как давали «признания» Рыков, Каменев, Зиновьев. И вновь в пьесе появляется Спиридонова. Безусловно, ученые-историки – ортодоксы – не могли не обвинить автора в предательстве идеалов прошлого. Но... были ли идеалы, за которые отдали жизни миллионы людей? И даже те, кто их «насаждал» и за них боролся, печально закончили свой жизненный путь.

В 1992 году Шатров выезжает в США по приглашению Гарвардского университета, где создает свою последнюю пьесу «Может быть», специально написанную английской актрисы Ванессы Редгрейв (о годах маккартизма в США). Пьеса выдержала 60 представлений, и каждое проходило с аншлагом. Через два года Михаил Шатров возвращается в Россию. Многие документы и интереснейшие архивные открытия драматург использовал в своем пока единственном прозаическом произведении «Февраль», посвященном причинам и последствиям Февральской революции в России.

Мечта Михаила Шатрова – создать в Москве большой международный культурный центр, который объединил бы под одной крышей театр, музыку, живопись, кино, телевидение. Так появляется ЗАО «Красные Холмы». Дай-то Бог, чтобы сбылась мечта нашего великого соотечественника!

И напоследок – от справочно-информационного портала «Русский язык. Грамота.ру»: «С днем рождения, дорогой Михаил Филиппович! Долгих лет, отличного Вам здоровья, удачи во всех начинаниях!»


Также смотрите:

Определения | Теорминимум 1 курс | Теорминимум 2 курс | Теорминимум 3 курс | Теорминимум 4 курс |

© 2003  gain.ru