СИСТЕМА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Главная | События | Выставки | Великие люди | Новости языка | Последнее | Наши новости | Наши события | Список лекарств | Памятка студенту | Препараты | Синтетические лекарства | Природные медикаменты |

Выставки, конференции, семинары

Научная деятельность Государственной академии инноваций

Курсы воскресного дня

Московский электронно-технологический техникум (МЭТТ) Государственной академии инноваций

Уководство Государственной академии инноваций

Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам

Кафедры Государственной академии инноваций

Инновационная деятельность Государственной академии инноваций

Охрана труда

Факультет повышения квалификации и переподготовки работников образования Государственной академии инноваций

Государственная академия инноваций

Федеральные Законы Российской Федерации

О подписке на журнал

Правила оформления статей для публикации в журнале

Реклама в журнале

III Всероссийская школа-семинар «Актуальные проблемы русского языка и культуры речи»

20-21 октября в Ивановском государственном химико-технологическом университете проходила ставшая уже традиционной III Всероссийская школа-семинар «Актуальные проблемы русского языка и культуры речи», на этот раз посвященная 20-летию со дня образования кафедры русского языка в ИГХТУ. Называясь в нынешнем году «всероссийской», школа-семинар не утратила своего международного статуса, так как среди авторов докладов – филологи-русисты Сербии и Черногории, Армении, Украины, Казахстана. Россия была представлена учеными из городов: Москва, Уфа, Курск, Екатеринбург, Краснодар, Тула, Владимир и, конечно, Иваново, Шуя.
В связи с юбилеем кафедры русского языка это научное мероприятие приобрело особый характер. Может быть, кому-то 20 лет покажется незначительным сроком, но филологической кафедры в техническом университете этого вполне достаточно, чтобы подводить какие-то итоги, а состоявшуюся школу-семинар вполне можно считать одним из важных результатов научной и организационной деятельности коллектива.
Кроме того, хотелось сделать к юбилею и себе, и коллегам-русистам, и всем, кто неравнодушен к родному языку, своего рода «научный» подарок – школу-семинар, посвященную актуальным проблемам изучения русского языка во всей его богатой многоаспектности. К открытию школы-семинара также был издан сборник тезисов докладов и сообщений.
Большой интерес у гостей и участников III школы-семинара вызвала выставка научно-методических работ кафедры и избранных научных трудов преподавателей. На ней были представлены как монография Л. Н. Михеевой, авторитетные научные издания, в том числе зарубежные, центральные «ваковские» журналы и сборники («Филологические науки», «Русский язык за рубежом», «Личность. Культура. Общество»), сборники трудов международных и всероссийских конгрессов, симпозиумов, конференций – с публикациями преподавателей кафедры, так и сборники, изданные в рамках межрегиональных научных мероприятий, конференций молодых ученых и студентов. Рядом с работами научно-исследовательского направления находились методические пособия и указания, разработанные ами кафедры русского языка. На протяжении всей школы-семинара у гостей была также возможность познакомиться со специально подготовленным фотостендом, отображаюшим историю и сегодняшний день кафедры русского языка в лицах.
20 октября открыл школу-семинар ректор ИГХТУ д.х.н. проф. О. И. Койфман. На торжественном заседании участников и гостей приветствовала заместитель главы администрации Ивановской области д.и.н., проф. О. А. Хасбулатова, которая зачитала очень теплое, неформальное обращение к кафедре и участникам школы-семинара губернатора Ивановской области В. И. Тихонова.
Как-то плавно торжественная часть пленарного заседания перешла в рабочую. Первый докладчик – действительный Российской академии естественных наук, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов (г. Москва) В. М. Шаклеин – познакомил присутствующих со своими последними наблюдениями за особенностями лингвокультурной ситуации в России начала XXI века. Самый большой интерес этот доклад вызвал у молодой студенческой аудитории: ведь его тематика касалась не только изменений в современном русском языке, но и затрагивала влияние политического положения на общеязыковую ситуацию в стране.
Связь между человеком, культурой и языком как предметами и объектами научного исследования стала темой выступления д.ф.н., зав. кафедрой русского языка нашего университета Л. Н. Михеевой. В докладе о некоторых важных аспектах изучения русского языка прозвучала актуальная мысль о необходимости выработки новых, междисциплинарных подходов к изучению языковых явлений, что определяет современную методологию научных исследований.
Следующий докладчик – к.ф.н., доц. кафедры русского языка Курского государственного технического университета Н.А. Боженкова провела краткую презентацию пособия по русскому языку и культуре речи, отличительной особенностью которого является ориентация на дистанционную технологию обучения с опорой на структурно-графические средства. Профессор, зав. кафедрой русского языка и литературы Башкирского института развития образования к.ф.н. Т.Н. Дорожкина посвятила свое выступление размышлениям о речевом жанре как новом научном понятии, которое органично связано с планом выражения и выступает доминирующим текстообразующим фактором. Основная работа школы-семинара проходила по двум направлениям – секциям: «Русский язык в лингвокультурологическом аспекте», «Языковая норма и современная речевая культура». В первый день работы школы-семинара состоялось и заседание круглого стола «Новое в теории и практике преподавания русского языка и культуры речи».
Возможно, особенно ярким и нетрадиционным получился круглый стол. Его работу предваряло о с экспозицией музея ИГХТУ, с историей одного из самых старых и уважаемых вузов г. Иванова. Непринужденная, очень благожелательная атмосфера царила и на самом заседании, проходившем за чашкой чая-кофе. В рамках круглого стола на тему «Новое в теории и практике преподавания русского языка и культуры речи» состоялось заинтересованное обсуждение проблем преподавания русского языка в школе и вузе. В нем активное участие приняли преподаватели вузов и учителя школ, гимназий. Основными докладчиками выступили к.ф.н., доцент ИвГУ И. А. Сотова с темой «Развитие коммуникативных умений студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи» и школьный учитель, а также преподаватель ИГЭУ М. В. Мошкова («О преемственности преподавания курса «Русский язык и культура речи» в школе и в вузе»).
Вынесение проблемы связи, преемственности преподавания русского языка в школе и вузе в качестве заглавной задало общий тон и направление дискуссии. В частности, был выявлен существенный разрыв в содержании, методах и методиках преподавания этой дисциплины в среднем и высшем звене системы образования. Понятно, что за 32-36 часов вузовского курса «Русский язык и культура речи» невозможно восполнить пробелы школьного образования – нет времени повторения правил орфографии и пунктуации, то есть повышения элементарной грамотности студентов. Кроме того, данный курс нацелен на формирование общей речевой культуры (соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм языка), навыков научной и деловой письменной речи, умения выступать публично и т.п. В ходе обсуждения участниками круглого стола было выработано решение рекомендовать составителям вузовских программ делить данный курс на лекционные и практические занятия исходя из его реальных задач, предусмотреть выделение большего количества часов на практическую работу и в целом увеличить курс. Можно сказать, что совместное обсуждение проблем русского языка преподавателями вузов и учителями школ придало весомость и злободневность обсуждаемым вопросам.
Не было научной консервативности и в организации двух других секций. На заседании секции «Русский язык в лингвокультурологическом аспекте» (председатель: проф. В. П. Океанский) прозвучали доклады о функционировании французских идиом в русском языке; об особых языковых средствах, с помощью которых происходит формирование композиции художественного произведения; о специфике фразеологического значения, анализ которого позволяет предложить новую классификацию устойчивых словосочетаний; о методах обучения студентов переводу иностранных художественных произведений. Серьезные проблемы затронул доклад, посвященный анализу программы СПбГУ по художественной литературе иностранных учащихся подготовительных факультетов (преп. каф. РКИ ИвГУ И.А. Ермолаева).
Несмотря на то, что доклады были самые разные: по проблемам русского и иностранных языков, по литературе и лингвокультурологии, по вопросам методики преподавания филологических дисциплин – участники каждой секции на несколько часов превратились в единый дружный коллектив. Как сказал председательствующий д.ф.н., профессор ИвГУ В. П. Океанский: «Все доклады очень разные. И, тем не менее, между ними есть много общего. Его, может быть, и трудно уловить сразу, но именно такое единство особенно ценно». Говоря о природе такой общности разных по своему научному направлению выступлений, хотелось бы воспользоваться словами из доклада проф. Л. Н. Михеевой: «Язык – синтезатор метаязыка современной науки». Стремление рассмотреть различные по своей природе языковые явления и явилось тем связующим звеном, которое 20-21 октября объединило ученых разных вузов, городов, научных направлений…
На секции «Языковая норма и современная речевая культура» (председатель: проф. Т. Н. Дорожкина) активно обсуждались новационные процессы в общественной языковой практике, конкретные проявления эволюции современного русского языка – активные синтаксические процессы в разговорной речи, новые способы аббревиации и терминообразования, парафонетизмы как проблема культуры устной речи, особенности разговорной речи молодежи, изменения жанрово-стилистических норм в произведениях массовой литературы. Во всех докладах подчеркивалась мысль об усиливающейся тенденции к демократизации и либерализации русского литературного языка, сближению книжно-письменных норм с нормами разговорной речи. Живой интерес у слушателей вызвал доклад к.ф.н., доцента кафедры русского языка ИГХТУ Е.В. Атаевой об особенностях построения заглавий массовой литературы, которые в известной степени характеризуют сегодняшнюю лингвокультурную ситуацию и «языковые предпочтения» современного россиянина.
21 октября в рамках школы-семинара состоялась встреча-беседа с д.п.н., профессором Т. М. Балыхиной – деканом ФПК филологического факультета РУДН (г. Москва). Разговор шел в том числе о Российской государственной системе тестирования, о подготовке тестологов в области педагогических измерений на ФПК РУДН, обсуждались различные аспекты обучения русскому языку иностранных учащихся.
В этот же день в соответствии с культурной программой школы-семинара на кафедре русского языка прошла презентация кафедрального сайта, на котором размещена информация о научной, методической деятельности, а также учебной и внеаудиторной работе коллектива. Для гостей и участников школы-семинара состоялась экскурсия в Дом-музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах, которая оставила у всех незабываемые впечатления. Собравшиеся после экскурсии по дому за большим обеденным столом Цветаевых гости делились своими впечатлениями. Сама аура простого деревянного дома, сохранившего дух необычной во всех отношениях цветаевской семьи, располагала к неспешному разговору не только о судьбе талантливой поэтессы, о её семейных корнях, но и о вещах глубинных, онтологических по своей сути – о непреходящих жизненных ценностях и «загадочной» русской душе.
Наверное, не менее важным в ходе работы школы-семинара стало неформальное общение ученых-филологов за чашкой чая после просмотра видеозаписей предыдущих школ-семинаров: и здесь, в стенах кафедры, продолжалось обсуждение наиболее актуальных научных и методических проблем в области русистики и речевой культуры.
Зав. кафедрой русского языка Л. Н. Михеева,
ст. преп. кафедры И. В. Долинина,
доцент кафедры Е. В. Атаева.

P.S. В ходе школы семинара сами студенты предложили в октябре 2005 г. ( к 75-летию ИГХТУ) провести конкурс на самого грамотного студента и самого грамотного преподавателя университета. Кафедра поддержала!


Также смотрите:

Определения | Теорминимум 1 курс | Теорминимум 2 курс | Теорминимум 3 курс | Теорминимум 4 курс |

© 2003  gain.ru